Сборка сердечников якорей (роторов) из сегментов.

При наружном диаметре якорей (роторов) более 990 мм сердечники собирают из сегментов. Сопряжение сердечника с остовом, обеспечивающим передачу вращающего момента, определяет технологию сборки. Все сегментные сердечники стягиваются шпильками. Существует несколько способов крепления сердечников к остову, но при любом из них соблюдается правило: должно быть не менее двух шпилек (стягивающих сердечник) на сегмент и не менее одного элемента крепления каждого сегмента к остову. Это необходимо для обеспечения прочности сердечника при воздействии, на него центробежных сил.

В тихоходных машинах выполняют сегменты с отверстиями, выступом или пазом «ласточкин хвост», а в ребрах остова — соответственно пазы или клинья «ласточкин хвост». Крепление сердечников с остовом возможно с помощью прямоугольных, пригнанных шпонок, а также штифтов, вставляемых после сборки сердечника и обработки под них отверстий.

В роторах и якорях электрических машин, работающих в тяжелых условиях, элементами крепления к остову производят растяжку, сердечника, чем гарантируют его монолитность с остовом при работе с большими частотами вращения (разъединение не допускается). Радиальную растяжку выполняют различными способами.

 

Схема прессовки сердечника ротора
 Рис. 109 Схема прессовки сердечника ротора:
а — предварительная прессовка, б — окончательная прессовка
 

 

Различают конструкции крепления и растяжки сердечника одинарными и парными клиновыми шпонками, а также парными радиальными и тангенциальными. Рассмотрим сборку сердечника и его крепление к остову призматической и парными клиновыми шпонками. Для сборки сердечника остов устанавливают на зонтичный пресс (рис. 109, а, б). Колонка 4 пресса проходит через центральное отверстие остова. Обмоткодержатель расположен на прессовочном кольце 6, опирающемся на мерные подставки 7. В отверстия обмоткодержателя пропускают шпильки так, чтобы они выступали над его торцом на 100 — 150 мм. Концы их опирают на винтовые домкраты 1. Допустимая кривизна шпилек не более 0,3мм на 1м длины.

При сборке устанавливают две шпильки на сегмент, а остальные — после окончания сборки. Резьбовую часть шпилек закрывают колпачками. Уложив на обмоткодержатель крайние листы и нажимные гребенки, собирают первый пакет. После этого первый пакет обколачивают и измеряют высоту в нескольких точках.

Если в сердечниках статоров сборку выполняют, как правило, со сдвигом стыков по слоям на 1/2 сегмента, то для сегментов ротора и якоря — с меньшим сдвигом. Это необходимо для увеличения механической прочности сердечника в стыках сегментов. По окружности сердечника в одном слое укладывают целое число одинаковых сегментов (число пазов сердечника без остатка Делится на число сегментов). При делении числа пазов в сегменте на два можно сделать шихтовку со сдвигом на 1/2 сегмента, при делении на три — на 2/3 сегмента, при делении на четыре — на 3/4 сегмента и так далее.

При измерении высоты пакет сжимается струбцинами с гидроприводом. Высоту пакета выравнивают, добавляя или снимая сегменты. После сборки первого пакета в пазы каждого сегмента устанавливают по два калибра. Сборку остальных пакетов производят аналогично. При высоте 500 — 600 мм сердечник подвергают промежуточному прессованию, Для чего на листы укладывают промежуточное прессовочное кольцо 2, на которое опирается верхняя плита 3. При большей высоте сердечника между промежуточным кольцом и плитой ставят мерные подставки. Давление прессования должно быть не более 1,5 — 1,8 МПа. После сборки последнего пакета на него укладывают крайние листы, нажимные гребенки и верхний обмоткодержатель. Затем в отверстия заводят все шпильки и заворачивают гайки. Окончательное прессование осуществляют прессовочным кольцом 5.

Для крепления парными шпонками в сегментах выштампованы соответствующие пазы. Во избежание поворота сердечника 4 (рис. 110) относительно остова 3 предусмотрена призматическая шпонка 1, которая одновременно является и частью парной клиновой шпонки, поэтому ее верхняя грань обработана с уклоном.

 

Крепление сердечника ротора к остову призматической и клиновыми шпонками
 Рис. 110. Крепление сердечника ротора к остову
призматической и клиновыми шпонками.
 

 

После сборки и окончательного прессования производят прошивание пазов под клиновые шпонки, в результате чего срезается цилиндрическая поверхность ребер и на них образуются плоские лыски. В обработанные пазы забивают до отказа парные клиновые шпонки 2 и маркируют положение каждой пары клиньев. Затем сердечник нагревают, используя намагничивающую обмотку, вследствие чего создается разность температур сердечника и остова (около 70°С), обеспечивающая дополнительное перемещение клиньев не менее чем на 100 мм (при их уклоне 1 : 200).

После остывания сердечника резко возрастает натяг в сопряжении клиновых шпонок с сердечником и остовом. Во избежание чрезмерно большого биения сердечника необходимо следить при забивании клиньев, чтобы разность зазоров, образующихся между сердечником и ребрами остова, не превышала 0,6 мм.

 
< Пред.   След. >

Новые статьи

 



           

Партнеры