Сборка и крепление сердечников статора на шпильках.

Сердечники статоров с наружным диаметром более 990 мм собирают из штампованных сегментов. Для закрепления сегментов в корпусе и образования кольцевого сердечника в спинке сегментов предусматривают круглые отверстия (рис. 103а) или полукруглые пазы со скошенными осями (рис. 103б) для крепления на шпильках, или пазы «ласточкин хвост» для крепления на клиньях (рис. 103в).

В этой статье мы расскажем о сборке и креплении сердечников статора на шпильках. О сборке и креплении сердечников статора на клиньях ласточкин хвост можно прочитать здесь.

 

Сегменты статора
 Рис. 103, Сегменты статора, имеющие для крепления сердечника отверстия:
а) — круглые, б) — полукруглые, в) — типа «ласточкин хвост»
 

 

Сборка и крепление сердечников статора на шпильках.

 

Крепление на шпильках используют в основном в крупных асинхронных и синхронных машинах с неразборным корпусом, то есть транспортируемых к потребителю в собранном виде. Крепление на клиньях применяют в турбо и гидрогенераторах.

Рассмотрим сборку и крепление сердечников на шпильках. Сборку производят в механически обработанный корпус, в который по заданному чертежом шагу равномерно по внутреннему диаметру вварены шпильки 2 (рис. 104).

 

Сборка и скрепление сердечника статора стяжными шпильками
 Рис. 104 Сборка и скрепление сердечника статора
стяжными шпильками в открытой станине
 

 

Базой при сборке служит внутренний диаметр корпуса 4, Сборку осуществляют при вертикальном положении корпуса. Сначала устанавливают нажимное кольцо 1, которое крепят болтами 3, (при таком креплении кольца станину называют открытой, а при креплении сваркой — глухой). На кольцо укладывают сегменты с дожимными пальцами и несколько крайних листов во избежание распушения зубцов. Крайний лист имеет меньшую ширину и высоту зубца; его штампуют специальным штампом. Для создания большей соостности крайних пакетов сегменты в зубцовой зоне промазывают клеящим лаком. Затем собирают сегменты первого пакета. Слегка согнув, сегмент надевают на стержень в любом месте и плотно прижимают к внутреннему диаметру корпуса. Таким образом, нет необходимости прогонять сегмент по всей длине стержня. В сердечниках с небольшой длиной иногда используют сегменты с отверстиями для крепления. Их надевают на шпильки сверху и опускают вниз, прогоняя через всю шпильку.

Сегменты можно укладывать слоевым или винтовым способом. При слоевом способе в слое находится целое число сегментов, и каждый слой перекрывает предыдущий на 1/2 или на 1/3 сегмента. Для правильной стыковки сегментов в каждом слое их штампуют с размером по дуге на 0,2 — 0,5 мм меньше расчетного. При винтовом способе (при обходе окружности) последний сегмент не замыкает окружности, а перекрывает первый сегмент и укладка выполняется как бы по винтовой линии. Для обеспечения заданной ширины пазов и их прямолинейности в них устанавливают сборочные калибры: два калибра на каждый сегмент одного слоя. Для создания вентиляционных каналов между пакетами помещают сегменты с дистанционными распорками и удерживающими планками 5.

Для проверки размеров сердечников периодически измеряют их высоту в зубцовой зоне и спинке. Перед измерением сердечник сжимают гидравлическими струбцинами. С целью обеспечения одинаковых сжимающих усилий контролируется давление в гидросистеме струбцин. Выравнивание высоты сердечника осуществляют снятием лишних сегментов или их добавлением с подмазанной лаком зубцовой зоной. Необходимая плотность сердечника обеспечивается периодическими прессованиями. Схема прессования сердечника показана на рис. 105.

 

Схема прессования сердечника статора крупной электрической машины
 Рис. 105. Схема прессования сердечника статора
крупной электрической машины
 

 

Статор 1 с сердечником под первое прессование устанавливается нажимным кольцом 7 на тумбы 9, на которых уложено нижнее прессовочное кольцо 8. На сердечники опускаются верхнее прессовочное 6 и промежуточные 4 и 5 кольца. Усилие зонтичного пресса передается на сердечник через колонку 2 и хомут 3. Давление прессования составляет 1,7 — 2 МПа.

Дальнейшее повышение давления практически мало осаживает сердечник, но может привести к повреждению лаковой пленки около дистанционных распорок, где местное давление достигает 10 — 12 МПа. Первое прессование выполняется после сборки сердечника толщиной 540 — 610 мм, а последующие — через каждые 390 — 460 мм. После окончательного прессования, не снимая давления, затягивают гайки (смотри рис. 104) на концах шпилек 2. Повышение плотности прессования может быть достигнуто нагревом сердечника до 60 — 80°С перед последним прессованием, а также его выдержкой под давлением до 10 — 12 часов.

О качестве прессования судят по плотности сердечника, которую проверяют специальным ножом, вдвигаемым между листами. После сборки сердечник тщательно осматривают и зачищают отдельные пазы. Использование холоднокатаных изотропных сталей исключает рихтовку и опиловку пазов во избежание их замыкания. После сборки проверяют удельные потери в сердечнике, его нагрев, а также местный нагрев отдельных точек, для чего на статор наматывают несколько витков провода и создают в спинке сердечника при частоте 50 Гц необходимый магнитный поток.

 
< Пред.   След. >

Новые статьи

 



           

Партнеры