Сборка сердечников якорей (роторов) на вал.

В машинах постоянного тока на якорях, а в асинхронных фазных электродвигателях на роторах имеется обмотка из медного провода, которая присоединяется к коллектору или контактным кольцам. В этих машинах конструкция сердечника якоря (ротора), собираемого на оправку, скрепляемого и напрессовываемого на вал, была бы сложной. Поэтому с целью упрощения конструкции и технологии, а также придания сердечнику большей надежности его набирают на вал.

Для сборки сердечников применяют специальные пневматические пресса (рис. 100 а, б).

 

Схема сборки на пневматическом прессе сердечника ротора на вал
 Рис 100 Схема сборки на пневматическом прессе сердечника ротора на вал:
а — вид спереди, б — вид сбоку
 

 

Пневматический цилиндр 4 имеет полый шток 5. По основанию пресса передвигается тележка, на ее рабочей части имеются два отверстия, в которые вставляют сменные оправки 2. Ход тележки ограничивается двусторонним упором 1 и фиксатором 3 в положениях, при которых ось оправки правой или левой части тележки совпадает с осью цилиндра. Расстояние между торцом сменного наконечника штока 5 и оправкой 2, ход поршня и усилие пресса зависят от размеров сердечников, собираемых на прессе.

Сборка сердечника ротора фазного асинхронного двигателя производится в таком порядке. Вставляют вал 14 в оправку 2 так, чтобы он опирался на ее буртик, и надевают нажимную шайбу 7. Если шайба должна находиться на валу с натягом, ее напрессовывают на гидравлическом прессе, поскольку усилия пневматического пресса недостаточно. Затем в шпоночный паз вала устанавливают Шпонку 13 и перемещают тележку с валом в рабочее положение — под пневматический пресс. На вал надевают крайний лист 6, который отштампован из более толстого материала. Из предварительно взвешенных и подобранных по шпонке и шихтовочному знаку листов берут пачку 8 из 50 — 60 шт. и надевают на вал. Затем включают пресс и осуществляют осаживание листов, до нажимной шайбы. Таким образом надевают остальные листы сердечника. После того как высота собираемого сердечника на валу достигнет 30 — 40 мм, устанавливают в три-четыре паза пазовые клинья 10 так же, как при сборке сердечника статора. Последующие листы при сборке базируют не только по внутреннему диаметру, но и пазам.

При наличии на роторе радиальных вентиляционных каналов сердечник делят на пакеты и между ними ставят листы с дистанционными пальцами, как и у сердечника статора. Вентиляционные каналы в сердечнике статора и ротора должны совпадать по осевому направлению. После сборки всех листов сердечника надевают крайний лист 9, верхнюю нажимную шайбу 11 и сердечник прессуют. Далее следует закрепить сердечник шпонками или втулкой во избежание его перемещения в осевом направлении. При креплении двумя полукруглыми шпонками сердечник прессуют и, когда нажимная шайба опустится ниже выточки на валу, устанавливают в выточку две полукруглые шпонки 12. После снятия давления их приваривают к валу. При креплении втулкой, которая держится на валу посадкой с натягом, сердечник прессуют, затем надевают на вал .предварительно нагретую втулку. Давление не снимают, пока втулка не остынет.

Следующая операция — обработка пазов. Пазы можно опиливать так же, как опиливают пазы статора, или протягивать протяжками. Для протягивания вал с сердечником устанавливают у протяжного станка на две стойки, каждая из них имеет два ролика, в которых легко может вращаться вал. Сердечник торцом упирают в приспособление, которое воспринимает усилия резания и позволяет поворачивать сердечник для обработки каждого паза, совмещая при этом оси паза и ползуна протяжного станка.

Протяжка представляет собой сложный и дорогостоящий инструмент (рис. 101). Зубья протяжки (1 — 14) делятся на режущие и калибрующие. Первый — режущий зуб имеет наименьшие размеры, каждый последующий больше предшествующего на 0,05 — 0,08 мм (подъем зуба). Последние четыре-пять зубьев —калибрующие, которые по форме и размерам должны соответствовать форме и размерам готового паза. При переточках размер каждого зуба понижается. Таким образом, после каждой переточки первый калибрующий зуб становится последним режущим. Размеры первого зуба определяют, исходя из наименьшего возможного размера паза, полученного при сборке. На зубьях, кроме трех последних, делают канавки для дробления стружки.

 

Протяжка для протягивания пазов сердечника якоря ротора
 Рис. 101. Протяжка для протягивания пазов сердечника якоря (ротора).
 

 

Следующей операцией является установка балансировочных колец на три прилива, имеющихся на нажимных шайбах. В кольцах находится паз типа «ласточкин хвост», куда устанавливают грузики при балансировке собранного ротора. После сборки ротор продувают в вытяжных камерах сжатым воздухом и отправляют на укладку обмотки.

Сборка сердечника якоря выполняется в той же последовательности, что и сборка ротора на аналогичном оборудовании. На вал 1 (рис. 102) надевают нажимную шайбу 7, которая предназначена для скрепления сердечника, а также служит обмоткодержателем. Затем надевают крайние листы 6, серединные листы 5, крайние листы 4 и вторую нажимную шайбу 3.

 

Собранный сердечник якоря перед укладкой обмотки
 Рис. 102. Собранный сердечник якоря перед укладкой обмотки
 

 

Нажимная шайба 3 с валом собирается с натягом. После сборки сердечника выполняют припиловку пазов и напрессование коллектора 2. Коллектор напрессовывают до упора в нажимную шайбу, при этом обеспечивается более точное расстояние от торца сердечника до коллекторных пластин, что очень важно при укладке обмотки. После этого сердечник с валом и коллектором отправляют на участок укладки обмотки.

 
< Пред.   След. >

Новые статьи

 



           

Партнеры