Сборка и крепление сердечников статора в корпус.

Листы статора с наружным диаметром от 500 до 990 мм собирать на оправке, скреплять и запрессовывать в корпус после укладки и пропитки обмотки нецелесообразно, поскольку сердечник получается недостаточно жестким, перекашивается при транспортировке, оправки для сборки становятся тяжелыми и требуют больших затрат при изготовлении и т. д. Кантовать большой сердечник неудобно, так как его можно повредить. Особенно это проявляется на сердечниках многополюсных машин, у которых спинка статора тонкая. Поэтому сердечники большого диаметра собирают непосредственно в корпус электрической машины.

Внутренний диаметр корпуса под сердечник обрабатывают до окончательного размера. Сердечник фиксируют по длине нажимными шайбами и запорными шпонками, которые устанавливают в специально проточенные для этого канавки.

 

Сборка сердечника статора в корпус
 Рис. 97 Сборка сердечника статора в корпус:
1, 7 — шпонки, 2, 6 — нажимные кольца, 3 — крайний лист,
4, 5 — распорки, 8 — корпус.
 

 

Сборку и крепление сердечника производят в таком порядке. Корпус 8 (рис. 97) устанавливают вертикально. В нижнюю канавку помещают шпонки 7; их число (не менее четырех) зависит от конструкции сердечника. На шпонки опускают нажимное кольцо 6, которое отливают из чугуна или гнут из стальной полосы, сваривают в месте стыка и обрабатывают согласно чертежу. На нажимное кольцо опускают крайний лист 3, изготовляемый из серединного листа, к которому приварены или приклепаны стальные распорки 5 специальной формы, называемые нажимными пальцами. На рис. 98а показаны различные сечения нажимных пальцев, а на рис. 98б — их расположение на листе. Количество нажимных пальцев равно количеству зубцов. Пальцы располагаются по всей высоте спинки и зубца и препятствуют распушению листов.

Кроме того, нажимные шайбы через нажимные пальцы передают усилия сжатия на сердечник. Нажимные пальцы привариваю часто к специальному крайнему листу, отштампованному из конструкционной стали толщиной 1 — 2 мм, при этом ширина и высота зубца на этом листе во избежание перекрытия паза несколько меньше, чем у основного листа (рис. 98в). На крайний лист (смотри рис 97) укладывают остальные листы сердечника, которые предварительно были подобраны по шихтовочному знаку и взвешены.

 

Виды сечений дистанционных распорок
 Рис. 98. Виды сечений дистанционных распорок (а),
их расположение на листе (б) и в собранном сердечнике (в):
1 — крайний лист, 2, 4 — нажимные палец и кольцо, 3 — заклепка
 

 

При радиальной вентиляции машины сердечник делят по длине на отдельные пакеты, между которыми образуются вентиляционные каналы. Ширина пакета обычно не превышает 50 — 60 мм, а ширина вентиляционных каналов — 10 мм. Крайние торцовые пакеты, находящиеся в лучших условиях охлаждения, могут выполняться более широкими. Для образования вентиляционных каналов устанавливают лист с дистанционными распорками 4. В некоторых конструкциях крайние листы и листы для образования вентиляционных каналов не отличаются или имеют незначительные отличия.

Как правило, сердечники, собираемые в корпус, имеют паз для обмотки с параллельными стенками. Для правильного ориентирования листов в три-четыре паза на равном расстоянии друг от друга вставляют сборочные пазовые калибры (рис. 99), которые извлекают после скрепления сердечника. При проектировании сборочных калибров их ширину принимают равной размерам пазов в свету. Допуск на изготовление сборочных калибров устанавливают в пределах 0,005 — 0,004 мм. При работе калибры изнашиваются, поэтому в чертежах приводится минимальный размер, до которого допускается износ. Длина калибров обычно на 200 — 300 мм больше длины собираемого сердечника. Для облегчения надевания листов на калибры в них делают заходные конусы. Эти правила являются общими для сборочных калибров, используемых в разных машинах.

 

Калибр для Пазов с параллельными стенками
 Рис. 99. Калибр для Пазов с параллельными стенками:
В, Н, I, — высота, ширина и длина калибра соответственно
 

 

Набрав весь сердечник, устанавливают сверху крайний лист 3 и верхнее нажимное кольцо 2 (смотри рис. 97). Затем осуществляют прессование сердечника на гидравлическом прессе. Усилие прессования от пресса через оправку передается на верхнее нажимное кольцо. После того как кольцо опустится вниз и откроет канавку, в нее укладывают шпонки 1. Для удержания сердечника в спрессованном состоянии. Далее снимают давление пресса. Чтобы во время работы шпонки не выпали, каждую из них прихватывают к корпусу ручной электросваркой. Для предохранения сердечника от проворачивания приваривают в одном месте листы к корпусу в осевом направлении или устанавливают полукруглые либо плоские шпонки.

При сборке в корпус за базу принимают наружную поверхность листа, при этом внутренняя поверхность сердечника получается неровной — гребенчатой. При такой сборке внутренний диаметр сердечника необходимо обработать дополнительно на станке, чтобы снять гребешки и обеспечить соосность внутреннего диаметра сердечника и замков корпуса.

Последней операцией сборки сердечника в корпус является опиливание пазов (при сборке на оправку эта операция отсутствует). Их опиливают для устранения всех неровностей, которые могли появиться при сборке, прессовании, механической обработке. Опиливание — ручная операция, которую проводят специальными напильниками, имеющими форму паза и несколько меньшие размеры, чем размеры паза. Напильники должны быть либо на 150 — 200 мм длиннее сердечника и иметь с обеих сторон ручки, если опиловку выполняют Двое рабочих, либо иметь длину, равную примерно 0,7 длины сердечника, если опиловку производит один рабочий.

Напильник вводят последовательно в каждый паз сердечника и опиливают неровности. Так же опиливают неровности шлица паза другим специальным напильником. Качество опиливания определяют, заводя проходной калибр в каждый паз и визуально осматривая его. При осмотре паз подсвечивают переносной лампой, располагая ее с другой стороны сердечника. После опиливания и контроля сердечник в вытяжной камере продувают сжатым воздухом от пыли и стружки и отправляют на укладку обмоток.

 
< Пред.   След. >

Новые статьи

 



           

Партнеры