Вращающиеся соединения. Классификация подшипников.

Подшипники служат для соединения вращающихся и неподвижных узлов и деталей и подразделяются на два типа: качения и скольжения. В подшипниках качения. между взаимно подвижными кольцами находятся шарики или ролики, и вращение происходит за счет их качения. В подшипниках скольжения взаимно подвижные рабочие поверхности вала и подшипника разделены только смазочным веществом, и вращение вала происходит в условиях чистого скольжения.

Подшипники качения по сравнению с подшипниками скольжения имеют следующие преимущества: более точное центрирование вала; низкий коэффициент трения; небольшой момент сопротивления при пуске; малые осевые размеры; способность работать в широком температурном диапазоне; высокую взаимозаменяемость и унификацию. При выходе 'подшипника качения из строя его .легко заменить новым, поскольку габариты и допуски на размеры посадочных мест строго стандартизированы, в то время как при износе подшипника скольжения приходится восстанавливать рабочую поверхность шейки вала, .менять или вновь заливать антифрикционным сплавом вкладыш подшипника, подгонять его под требуемые размеры.

К преимуществам подшипников скольжения относят: способность нести большие нагрузки при высокой частоте вращения; малые, радиальные размеры и массу; бесшумность при работе; высокую, демпфирующую способность при воздействии циклических нагрузок.

 

Виды подшипников
 Рис. 77. Виды подшипников: а — радиальные, б — упорные,
в — радиально-упорные, г — упорно-радиальные
 
 

По направлению действия воспринимаемой нагрузки подшипники качения можно разделить на следующие виды (рис. 77):

  1. радиальные (рис. 77а), воспринимающие преимущественно радиальную нагрузку, которая действует перпендикулярно оси вращения подшипника;
  2. упорные (рис. 77б), воспринимающие преимущественно осевую нагрузку, действующую вдоль оси вращений подшипника;
  3. радиально-упорные (рис. 77в), воспринимающие комбинированную нагрузку, одновременно действующую на подшипник в радиальном и осевом направлениях, причем преобладающей может быть как радиальная, так и осевая нагрузка;
  4. упорно-радиальные (рис. 77г), воспринимающие в основном осевую нагрузку.

По форме тел качения подшипники делятся на шариковые и роликовые. Последние, в свою очередь, в зависимости от формы роликов различают: с короткими цилиндрическими, длинными цилиндрическими, с витыми, игольчатыми, коническими и сферическими. Роликовые подшипники могут быть радиальные и упорные. По числу рядов тел качения подшипники делятся на одно-, двух-, четырех- и многорядные. В электромашино- и аппаратостроении чаще применяют однорядные шариковые и роликовые подшипники.

Подшипники подразделяют на несколько классов точности. Для машин общего применения чаще используют подшипники с нормальным и повышенным классом точности, а для машин малошумных, с пониженной вибрацией, высокооборотных и других специальных — высокоточные и прецизионные подшипники.

Подшипники скольжения различают: разборные и неразборные, радиальные и упорные.

В подшипниках скольжения используют три вида трения: жидкостное (рис. 78 а), полужидкостное и полусухое (рис. 78 б). При жидкостном трении поверхности вала и подшипника разделяют сплошной масляной пленкой; непосредственное трение между металлическими поверхностями вала и подшипника отсутствует. При этом износ металлических поверхностей не происходит, поэтому жидкостное трение наиболее благоприятно для работы подшипника. При полужидкостном трении поверхности вала и подшипника соприкасаются своими микронеровностями на участках большей или меньшей протяженности и масляная пленка не сплошная. При полусухом трении поверхности вала и подшипника соприкасаются полностью или на участках большой протяженности и разделительный масляный слой отсутствует.

 

Подшипники скольжения
 Рис. 78. Подшипники скольжения: а — с жидким трением для машин
большой мощности, б — с полусухим трением для машин малой мощности;
1 -отверстия для грузовых болтов, 2 — верхняя крышка,
3 — отверстия для крепления крышки, 4, 5 — верхний и нижний
баббитовые вкладыши, 6 — маслоподающее кольцо,
7 — проточка для вкладыша, 8 — отверстие для слива масла,
9 — отверстие для фундаментальных болтов, 10 — камера для масла,
11 — корпус, 12 — указатель уровня, масла, 13 — защитная крышка,
14, 17, 19 — войлочные сальники, 15 — пружинная шайба,
16 — щит, 18 — втулка подшипника
 

 

Подшипники на жидкостном трении используют в крупных электрических машинах, а на полусухом — в машинах малой мощности (микромашинах). В машинах средней мощности применяют подшипники качения.

 
< Пред.   След. >

Новые статьи

 



           

Партнеры