Стопорение резьбовых соединений.

Все нарезные крепежные детали машин должны быть надежно застопорены от самоотвинчивания. Несоблюдение этого правила приводит к серьезным последствиям, особенно при самоотвертывании болтов и гаек внутри машин. Наибольшая вероятность самоотвертывания резьбовых соединений у механизмов и машин, работающих при вибрациях и толчках.

Способы стопорения можно разделить на жесткие и фрикционные.

При жестком стопорении стопоримая деталь соединяется со стопорящей жесткой связью — стопором. Самоотвертывание стопоримой детали невозможно без разрушения или деформации стопора. К этому способу относят стопорение шплинтами, отгибными шайбами, вязочной проволокой (рис. 65 а, б, в).

При фрикционном стопорении создается повышенное трение между стопоримой и стопорной деталями. К нему относят стопорение контргайками, пружинной шайбой (гровером), упругими подкладными шайбами (рис. 65 г, д, е), самоконтрящимися гайками и т. д. Однако всегда существует опасность уменьшения силы трения и, как следствие, ослабление соединения, поэтому во всех ответственных соединениях и соединениях, расположенных внутри машины, применяют только жесткое стопорение.

Менее ответственные соединения, ослабление которых не вызовет аварии машины, а также наружные (доступные для наблюдения) соединения допускается стопорить фрикционным способом. В этих случаях необходим периодический контроль с подтяжкой ослабевших соединений.

 

Жесткое и фрикционное стопорение болтов и гаек
 Рис. 65. Жесткое стопорение болтов и гаек (а — шплинтами,
б — отгибными шайбами, а — парной вязочной проволокой)
и фрикционное (г — контргайкой, д — пружинной шайбой,
е — упругой подкладной шайбой)
 

 

Сложным способом является стопорение винтов с потайной конической головкой, а наиболее простым, но не самым надежным — кернение материала около головки винта.

В машинах, работающих без тряски и вибрации, наружные детали иногда фиксируют лакокрасочными покрытиями, наносимыми на их поверхность. Надежность этого способа значительно повышается при использовании покрытий на основе синтетических смол. Особенно прочное сцепление между стопоримой деталью и корпусом получается при затекании материала покрытия в кольцевой зазор между деталью и корпусом, установленных заподлицо.

 
< Пред.   След. >

Новые статьи

 



           

Партнеры