Турбогенератор мощностью 200 000 кВт

Турбогенераторы работают с частотой вращения 3000 об/мин (иногда при 1500 об/мин), при этом максимальный диаметр их роторов не превышает 1000 — 1200 мм. При больших диаметрах роторов происходит механическое разрушение зубцов от центробежных сил. Длина ротора достигает 5000 — 6000 мм, общая длина турбогенератора значительно превышает его диаметр.

Турбогенератор мощностью 200 000 кВт
Турбогенератор мощностью 200 000 кВт
 

Корпус турбогенератора сварен из листовой стали и представляет собой сложную конструкцию. Для возможности транспортирования он разделен на три части. Концевые части 7 и 10 собирают с центральной частью 8 на месте монтажа генератора. Сердечник 5 статора собран из сегментов, отштампованных из электротехнической стали, которые крепят к внутренней поверхности корпуса 6. В аксиальном направлении сегменты стянуты изолированными шпильками между торцовыми нажимными плитами 4.

В пазы сегментов уложена обмотка, выполненная в виде стержней (полувитков), на которые нанесена изоляция, изготовленная на основе слюды. После укладки в пазы стержни по торцам соединяют в определенном порядке и запаивают. Из-за большой длины сердечника невозможно изготовить обмотку в виде катушек. Турбогенераторы выполняют на напряжения до 20 кВ, поэтому надежная изоляция обмотки от корпуса может быть обеспечена только при использовании изоляционных материалов на основе слюды.

Лобовые части обмотки крепят шнуром к бандажным кольцам 3. Это крепление необходимо, так как лобовые части имеют большую длину и могут перемещаться под действием электродинамических усилий, возникающих при прохождении по ним больших токов. Концы обмотки присоединяют к выводам 11.

Большая частота вращения роторов и силы магнитного взаимодействия вызывают в отдельных элементах вала и ротора высокие механические напряжения, поэтому ротор и вал изготовляют из одной цельной поковки. Роторные поковки турбогенераторов — ответственные детали, изготовляемые из высокосортной легированной стали с высокими механическими свойствами. В средней части ротора 9, называемой бочкой, фрезеруют пазы для обмотки возбуждения, которые располагают примерно на 2/3 окружности бочки ротора.

Роторную обмотку изготовляют из голых медных шин и укладывают в пазы. Последние изолируют пазовыми изоляционными коробочками, изготовленными на основе слюды. Обмотка крепится в пазах клиньями. Концы роторной обмотки выведены на контактные кольца 12, через которые постоянный ток от возбудителя 13 подается на обмотку. Лобовые части обмотки крепятся бандажными кольцами 2 из немагнитной стали с высокой механической прочностью.

Вал ротора вращается в подшипниках скольжения, имеющих принудительную смазку под давлением. Подшипник 1 изготовляют на электромашиностроительном заводе, другой находится на паровой турбине.

Описанная синхронная машина имеет ротор с распределенной обмоткой возбуждения и называется неявнополюсной.

 
< Пред.   След. >

Новые статьи

 



           

Партнеры