Сборка подшипниковых щитов и узлов.

Подшипниковый щит служит для соединения вращающегося ротора и неподвижного статора. От правильной сборки его во многом зависит равномерность воздушного зазора в электрической машине.

Схема сборки подшипниковых щитов показана на рис. 167.

 

Схема сборки подшипниковых щитов
 Рис. 167. Схема сборки подшипниковых щитов:
1 — пружинное кольцо, 2 — подшипник, 3 — болт,
4, 5 — вертикальная и горизонтальная поверхности смыкания щита и корпуса,
6 — болт крепления вентилятора

 

Для соединения со статором на щите и статоре имеются специальные проточки, изготовленные при механической обработке. Место их соединения называют замком. Точность изготовления поверхностей замков устанавливают: отверстий — по классам Н6 — Н9, а валов — по классам h5 — h9. Замок по конструкции может быть внутренним А или наружным Б (определяют по поверхности замка на статоре). Центрирование щита относительно статора определяется поверхностью 5, а осевое положение собираемых деталей —поверхностью 4.

Поверхность щита должна быть соосна с поверхностью под наружную обойму подшипника 2. При механической обработке щитов эти поверхности изготовляют при одной установке щита на станок, достигая несоосности не более 0,02 — 0,04 (для машин средней мощности). В зависимости от типа подшипника и условий работы машины на его наружную обойму надевается щит посадкой по классу G5 — Js7

При сборке подшипниковый щит надевают на наружную обойму подшипника и продвигают по ней вперед до момента достижения поверхности замка на статоре. Затем смыкают замковые поверхности, для чего немного приподнимают щит с ротором и двигают его вперед до смыкания поверхностей. Для улучшения процесса на смыкаемых поверхностях делают заходные фаски. Смыкания поверхностей 5 добиваются тем, что щит продвигают по наружным поверхностям подшипника и статора легкими ударами молотка, нажатием на него специальным прессом или завертыванием болтов крепления.

Болты 3 крепления щитов наживляют через отверстия в последних и завертывают. При четырех болтах и более их завертывают крест-накрест, при трех (как показано на рисунке) — поочередно. При этом следят, чтобы замок не перекосило, посадка поверхностей происходила мягко, отсутствовали задиры на посадочных поверхностях.

Далее выполняют сборку подшипникового узла, конструкция которого зависит от условий работы машины и ее устройства. Рассмотрим некоторые из них.

Подшипниковые узлы с подшипниками качения изготовляют трех конструкций:

  1. с герметизированными подшипниками (рис. 168а);
  2. с двумя крышками подшипников (рис. 168, б), смазка которого пополняется при разборке;
  3. с двумя крышками подшипников (рис. 168, в) и устройством для пополнения смазки без разборки.
Подшипниковые узлы
 Рис. 168. Подшипниковые узлы:
а — с герметизированным подшипником,
б — с двумя крышками подшипников (на рисунке показана сборка крышек),
в — с двумя крышками подшипника и устройством
для пополнения смазки без разборки узла;
1 — подшипниковый щит, 2 — пружинное кольцо, 3 — герметизированный подшипник,
4, 6 — наружная и внутренняя крышки подшипника, 5 — технологическая шпилька,
7 — пробка, 8 — стопорное кольцо, 9 — кольцо уплотнения,
10, 13 — войлочные уплотнения наружной и внутренней крышек,
11 — пробка, 12 — масленка

 

В машинах можно устанавливать два шариковых подшипника или шариковый и роликовый. При установке двух шариковых герметизированных, подшипников в конструкции подшипникового узла отсутствуют крышки (см. рис. 167). При нагреве машины и изменении размеров узлов заклинивания подшипников не происходит благодаря наличию гарантированного зазора между щитом и наружной обоймой подшипника, а также пружинным шайбам, установленным между наружными обоймами подшипников и щитами. Пружинная шайба упирается в щит и наружную обойму подшипника и поджимает ее. При этом выбирается зазор между шариками подшипника и обоймами, что снижает шум и вибрацию, а также затрудняет провертывание наружной обоймы подшипника в гнезде подшипникового щита, предотвращая тем самым выработку гнезда.

При установке двух шариковых подшипников (рис. 169) и крышек один из подшипников делают фиксированным, а второй плавающим.

 

Установка шариковых и роликовых подшипников в электродвигателе
Рис. 169. Установка шариковых и роликовых подшипников в электродвигателе
1, 3, 6 — наружные крышки подшипников,
2, 4, 5 — внутренние крышки подшипников,
7, 9 — стальная втулка и шпонка вентилятора,
8, 10 — запорные кольца,  11 — болт крепления кожуха вентилятора.

 

Фиксированный подшипник В воспринимает осевые и радиальные нагрузки. Его внутренняя обойма надета на вал по посадке с натягом и зафиксирована кольцом 10, а наружная зажата двумя крышками 5 и 6. Плавающий подшипник Б воспринимает только радиальную нагрузку. Его внутренняя обойма надета на вал по посадке с натягом, а наружная — по переходной посадке. Между наружной обоймой и крышками 3 и 4 подшипников имеется гарантированный зазор 5. При нагреве машины и изменении размеров узлов заклинивание подшипников не происходит, поскольку наружная обойма может перемещаться в осевом направлении в пределах зазора 5.

При установке шарикового и роликового А подшипников обе наружные обоймы их зажимают крышками 1 и 2. Роликовый подшипник несет только радиальную нагрузку. Заклинивания подшипников при работе не происходит благодаря тому, что наружная обойма может смещаться в осевом направлении по роликам. Как правило, плавающий шариковый подшипник и роликовые подшипники устанавливают со стороны рабочего конца вала (фрагмент подшипника показан на рисунке).

При сборке подшипникового узла с крышками надевают на вал внутренние крышки подшипников, а затем подшипники. В каждую крышку ввертывают одну длинную технологическую шпильку 5 (рис, 168б). При надевании щита и наружной крышки подшипника шпильку пропускают в их отверстия и с ее помощью подтягивают внутреннюю крышку к щиту. Затем завертывают остальные болты, вывертывают технологическую шпильку и завертывают последний болт.

Крышки подшипников имеют уплотнения для предотвращения вытекания смазки из подшипника и попадания в него пыли. Наиболее простые уплотнения могут быть в виде жировых канавок. Масло, имеющееся в канавках, закрывает щель между валом и крышкой подшипника. Так же используют войлочные уплотнения 10 и 13 (рис. 168в), которые укладывают в специальные канавки.

Наиболее сложны узлы подшипников в машинах взрывозащищенного исполнения. При воспламенении внутри машины продукты взрыва, проникая через зазоры, не должны воспламенить взрывоопасную смесь снаружи машины. Для этого щели, образующиеся при сопряжении деталей, должны быть строго нормируемого размера. Проходя через щели, продукты взрыва должны охлаждаться до безопасного состояния.

 
< Пред.   След. >

Новые статьи

 



           

Партнеры