Сборка подшипников с валом.

Подшипники качения собирают на валу ротора непосредственно перед сборкой его со статором. При диаметре вала 45 мм и менее используют чаще шариковые подшипники с двусторонним уплотнением и постоянно заложенной смазкой на весь срок их службы. При этом смазку не меняют и не добавляют. При неисправной работе подшипников их заменяют. Подшипники с уплотнением имеют герметичную упаковку, которую снимают перед их установкой.

Некоторые подшипники без уплотнений устанавливают на вал со смазкой, заложенной при их изготовлении. Перед установкой такие подшипники не подлежат расконсервации. Подшипники без уплотнений и смазки перед установкой на вал подлежат расконсервации и промывке. Перед сборкой их распаковывают и тщательно промывают в 6%-ном растворе масла с бензином или в горячем антикоррозионном водном растворе, а затем осуществляют визуальный контроль. При этом убеждаются в отсутствии коррозии, прижогов, трещин и других механических повреждений. Проверяют маркировку, легкость вращения, шумность и при необходимости размеры, радиальное и осевое биение, радиальный зазор, начальную осевую игру. Способы контроля и технические требования приведены в ГОСТ 520—71.

Роликовые подшипники разбирают и также производят их расконсервацию и осмотр. При этом убеждаются в наличии маркировки на наружном и внутреннем кольцах для предотвращения их от перепутывания при сборке.

Обнаруженную на поверхности подшипников коррозию тщательно удаляют с помощью пасты ГОИ — порошка оксида хрома, разведенного в минеральном масле до состояния густой сметанообразной массы. Поверхность подшипника, подвергшуюся коррозии, натирают сукном или войлоком, смоченным в пасте, до полного удаления ржавчины. Пятна коррозии, образовавшиеся на монтажных поверхностях, удаляют «мягкой» шкуркой, после чего риски зачищают пастой ГОИ. Дорожки качения на кольцах, шарики и ролики зачищать шкуркой не допускается. После промывки подшипника не следует касаться его руками, так как в этих местах может появиться коррозия. Его надо брать парафинированной бумагой.

Перед монтажом подшипников контролируют посадочные места на валу. Их предварительно промывают и насухо протирают чистыми салфетками, осматривают, устраняют механические повреждения, забоины, вмятины, следы коррозии. Диаметры шеек проверяют предельными скобами и микрометрами в нескольких сечениях по длине посадочной поверхности в трех направлениях, расположенных относительно друг друга под углом 120°.

Подшипники, устанавливаемые на вал с натягом, предварительно рекомендуется нагреть в масле до 80 — 90°С, для чего используют ванны с паровым подогревом, как наименее опасные в пожарном отношении. В бак на высоте 50 — 70 мм от его дна устанавливают решетку или сетку, на которую укладывают подшипники. Их можно подвешивать на крючках. Не рекомендуется укладывать подшипники непосредственно на дно бака, так как там оседает грязь, кроме того, дно бака может иметь более высокую температуру, чем масло.

Нагретый подшипник устанавливают на вал, используя специальные приспособления. Самый простой способ установки с помощью монтажной трубы 1 (рис. 159), конец которой изготовлен из мягкого материала 2. Монтажная труба должна упираться во внутреннюю обойму подшипника. Если посадку подшипника выполнять упираясь в наружную обойму, можно повредить обоймы подшипника и шарики. Второй конец трубы имеет заглушку, к которой прикладывается усилие, создаваемое ручным молотком или прессом. С помощью пресса посадка выполняется мягче, что повышает ее качество и снижает вероятность повреждения подшипника.

 

Надевание подшипника на вал с помощью монтажной трубы
 Рис. 159. Надевание подшипника на вал с помощью монтажной трубы

 

При посадке подшипника с натягом несколько увеличивается диаметр внутренней обоймы и при чрезмерном натяге происходит недопустимое уменьшение зазоров между обоймами и шариками, что может привести к защемлению шариков. Зазоры уменьшаются в пределах 0,6 — 0,7 от значения натяга. После прессовки подшипника нужно проверить рукой легкость вращения свободного кольца подшипника, а индикаторным, приспособлением — радиальный и осевой зазоры.

При напрессовании подшипник должен упереться внутренней обоймой в буртик на валу. Выбор высоты буртиков и других элементов, фиксирующих подшипник, зависит от возможности демонтажа подшипника. Подшипники монтируют и демонтируют с приложением усилия только к закрепленной обойме (внутренняя обойма при посадке подшипника на вал). На другую обойму воздействовать нельзя, так как в этом случае усилие передается через тела вращения и, дорожки, которые могут быть повреждены. Высота буртика должна быть меньше толщины обоймы на величину, достаточную для упорна лап съемника или демонтажной втулки непосредственно в обойму подшипника.

Высоту буртиков можно увеличить, если проделать в них две или три прорези для прохода через них лап съемника и захвата им обоймы. Высоту дистанционных втулок можно не ограничивать, если их используют в качестве съемных втулок. Высоту кольцевых стопоров также не ограничивают, если их можно снять перед демонтажем подшипника.

Снятие подшипников с вала при захвате съемником обоймы, при захвате через прорези и за дистанционную втулку показано на рис. 160 а, б, в.

 

Снятие подшипника с вала
 Рис. 160. Снятие подшипника с вала:
а — при захвате, обоймы подшипника, б — при захвате через прорези на валу,
в — при захвате за дистанционную втулку

 

В подшипниках, не несущих осевой нагрузки, обойма не фиксируется в осевом направлении. При воздействии на подшипник осевой нагрузки внутренняя обойма фиксируется кольцом, устанавливаемым с натягом или гайкой.

Установку и крепление роликовых подшипников производят аналогично установке и креплению шариковых, но, при этом наружная обойма снята и устанавливается только при сборке всего узла.

 

Ротор асинхронного электродвигателя
 Ротор асинхронного электродвигателя с жестким валом:
1 — пружинный стопор 2 — перемешиватель смазки,
3, 4 — внутренняя и наружная обоймы подшипника,
5 — крышка подшипника, 6 — сердечник,
7, 8— призматическая и круглая шпонки,
9 — балансировочный груз, 10 — болты, 11 — вал
 

 

Если подшипниковый узел имеет внутренние крышки 5 подшипников (как на рисунке выше), их ставят перед монтажом подшипника. Сборка подшипников скольжения осуществляется при сборке машины и рассматривается в этом разделе.

 
< Пред.

Новые статьи

 



           

Партнеры