Балансировка роторов (якорей) и вентиляторов. Требования к балансируемым роторам.

В собранном роторе главная ось инерции редко совпадает с осью вращения. Это происходит потому, что детали ротора и пресс-форму для заливки алюминия изготовляют с определенными допусками и при установке в нее сердечника возможны незначительные отклонения. Кроме того, залитый алюминий может иметь различную плотность по пазам.

Роторы, у которых ось инерции не совпадает с осью вращения, называют, неуравновешенными. В зависимости от расположения оси инерции относительно оси вращения различают три вида неуравновешенности: статическую, моментную и динамическую. Они вызывают вибрацию, которая разрушает подшипники, обмотку, ухудшает коммутацию. Для устранения вредного влияния неуравновешенности вращающиеся детали подвергают балансировке.

Балансировка — технологическая операция, в процессе которой определяют значение неуравновешенной массы и ее расположение, а затем уравновешивают ее, добавляя грузы на легкие стороны или удаляя части металла с тяжелых сторон. Нормы допустимой остаточной (после операции балансировки) неуравновешенности роторов и методы ее измерения регламентированы ГОСТ 12327—79.

Установлено три класса точности уравновешивания: нулевой, первый и второй. Наименьшую остаточную неуравновешенность допускает нулевой класс. Значения остаточной неуравновешенности в одном классе точности для роторов с разной массой различны.

Роторы электрических машин в зависимости от их массы разделяют на три группы:

  1. микророторы (от 0,01 до 0,1 кг),
  2. малые роторы (свыше 0,1 до 3 кг),
  3. средние роторы (свыше 3 до 1000 кг).

Общие указания и рекомендации по выбору класса точности уравновешивания приведены в ГОСТ 12327—79.

Для электрических машин общего назначения с обычными требованиями по уровню вибрации достаточно уравновешивания по второму классу точности. Их собирают, как правило, с подшипниками класса Н. Уравновешивание по первому классу точности рекомендуется для электрических мащин с повышенными требованиями по уровню вибрации, например электрических машин для станков повышенной точности, электрических машин с подшипниками классов П и В. Уравновешивание по нулевому классу точности необходимо для электрических машин, работающих с подшипниками классов А и С.

Второй класс точности уравновешивания может быть получен при балансировке ротора на окончательно обработанных шейках вала. Роторы с первым классом точности уравновешивания рекомендуется уравновешивать на балансировочном станке, в собственных подшипниках. Балансировку ротора с нулевым классом точности уравновешивания необходимо производить на балансировочном станке в собственных подшипниках (или на внутренних кольцах подшипников). В конструкции таких электрических машин должна быть предусмотрена подбалансировка в окончательно собранной машине.

Роторы электрических машин и детали, устанавливаемые на отбалансированный ротор (вентиляторы, коллекторы, муфты, шкивы), должны быть уравновешены, т. е. конструкция ротора (детали), если точно соблюдены номинальные размеры и однородность материала, должна обеспечивать отсутствие неуравновешенности при вращении. Детали, устанавливаемые на отбалансированный ротор, должны балансироваться отдельно. Если детали крепятся на роторе с помощью шпонки, они должны балансироваться со шпонкой, а ротор без шпонки.

Согласно стандарту при отношении осевого размера к диаметру L/D≥0,2 неуравновешенность необходимо компенсировать в двух плоскостях исправления; при L/D<0,2 допускается одна плоскость исправления.

Остаточную неуравновешенность измеряют в граммах на сантиметр или в граммах на миллиметр. Значение допустимой после балансировки остаточной неуравновешенности для каждого ротора указывают в чертеже. При измерении неуравновешенности приборами последние показывают ее в виде момента в граммах на миллиметр (г/мм). Чтобы определить, какой груз необходимо установить, следует знать радиус от центра вала до места, где будет он закреплен, и измеренный момент поделить на этот радиус. Место установки груза и радиус указываются в чертежах. При полностью автоматизированной балансировке добавляется груз или снимаются части металла с ротора автоматически, без участия оператора.

Плоскостями исправления называют плоскости, перпендикулярные оси вращения, в которых добавлением или удалением массы осуществляется компенсация неуравновешенности, например плоскости деталей, выполняющих другие функции (нажимные шайбы, вентиляторы, коллекторы). Плоскости исправления могут создаваться также специальными балансировочными кольцами.

При одной плоскости исправления роторы можно балансировать статически или динамически, при двух плоскостях — только динамически. Все сказанное здесь и далее о балансировке роторов в полной мере относится к якорям.

 
< Пред.   След. >

Новые статьи

 



           

Партнеры