Технология сборки роторов (якорей). Балансировка. Общие сведения.

К ротору, который поступает на сборку электрической машины, предъявляется ряд требований. Он является вращающимся узлом электрической машины. Вращение происходит в подшипниках, которые внутренней обоймой крепятся на валу, а наружной — в подшипниковом щите. Между вращающимся ротором и неподвижным статором имеется небольшой воздушный зазор. В машинах с высотой оси вращения 50 — 63 мм воздушный зазор составляет 0,2 — 0,3 мм, а с высотой оси вращения 280 — 355 мм — 0,8 — 1,3 мм. Воздушный зазор в машине должен быть равномерным по всей окружности статора. Неравномерность его оговаривается в чертежах и, как правило, не должна превышать 10% величины самого зазора. Таким образом, при зазоре 0,3 мм допускаемая неравномерность не более 0,03 мм.

Неравномерность воздушного зазора в машине приводит к появлению шума и вибрации, что снижает надежность ее работы и может быть причиной выхода из строя, вредно воздействует на здоровье обслуживающего персонала, снижает надежность работы приводного механизма. Неравномерность зависит от точности механической обработки деталей и сборки. При механической обработке должна быть обеспечена:

  1. в подшипниковом щите — соосность отверстия под посадку наружной обоймы подшипника и отверстия замка для надевания щита на корпус;
  2. в статоре — соосность замков на корпусе и внутреннего отверстия сердечника;
  3. в роторе — соосность наружной поверхности сердечника и поверхностей на валу для надевания подшипников. При сборке не должно быть перекосов в сопрягаемых деталях.

Технологический процесс изготовления деталей ротора и его сборки строится так, чтобы были выполнены все требования, указанные в чертежах.

Различают два вида валов: жесткие и нежесткие.

Жесткие валы (диаметром 70 — 100 мм и более), как правило, имеют машины средней и большой мощности. При сборке вала с сердечником его искривления не происходит, поэтому вал изготовляют с окончательными размерами, а после сборки не подвергают механической обработке. В таких роторах производят только механическую обработку наружной поверхности сердечника. В крупных машинах роторы после сборки механически не обрабатывают.

Нежесткие валы, как правило, имеют машины малой мощности. При сборке вала с сердечником возможно его искривление, поэтому вал изготовляют, оставляя припуск, а после сборки производят механическую обработку вала и наружной поверхности сердечника, обеспечивая выполнение требований чертежа. Наиболее часто используемые технологические процессы сборки ротора рассмотрены ниже.

На работу машины оказывает большое влияние неуравновешенность вращающихся деталей (ротора, вентилятора, коллектора и др.), вызывающая повышенную вибрацию, поэтому до сборки детали подвергают операции балансировки.

Таким образом, сборка ротора короткозамкнутого асинхронного двигателя включает следующие операции:

  1. запрессование вала а сердечник;
  2. механическую обработку;
  3. окрашивание наружной поверхности сердечника;
  4. балансировку;
  5. надевание подшипников, крышек, вентилятора.

Последовательность операций менять нельзя во избежание получения некачественного ротора.

Последовательность изготовления якорей машин постоянного тока и фазных роторов асинхронных двигателей вследствие того, что в пазы уложена обмотка, которую пропитывают, несколько иная, а именно:

  1. сборка сердечника на вал и скрепление его;
  2. укладка обмотки;
  3. пропитка обмотки;
  4. надевание коллектора или контактных колец;
  5. механическая обработка наружной поверхности вала;
  6. окрашивание наружной поверхности сердечника;
  7. балансировка;
  8. надевание подшипников, крышек, вентилятора.

Собранные роторы (якоря) отправляют на сборку электрической машины.

 
След. >

Новые статьи

 



           

Партнеры