Пропитка обмоток лаками и составами без растворителей.

Рассмотрим различные методы пропитки. Сущность метода пропитки погружением состоит в Том, что пропитываемый сердечник с обмоткой погружают в ванну с лаком, и лак под действием гидростатического давления и капиллярных сил проникает в обмотку, вытесняя воздух, содержащийся в пространстве между проводниками. Затем сердечник с обмоткой извлекают из ванны и после стекания лишнего лака сушат. Пропитка включает следующие операции:

  1. сушку до пропитки;
  2. пропитку погружением;
  3. стекание лишнего лака;
  4. отмывку;
  5. сушку

 

Схема установки сердечника с обмоткой
 Рис. 138. Схема установки сердечника с обмоткой

 

Сушка до пропитки продолжается 1 — 3 часа. После сушки обмотку охлаждают до 60 —70°С и сердечник 3 (рис. 138) устанавливают в ванну, которая снабжена боковым отсосом 1. Сердечник стараются установить так, чтобы не повредилась обмотка, и в то же время свободно выходил воздух из нее, без образования воздушных мешков. Выводные концы 2 стараются располагать вверху. Затем закрывают крышку 5 и через подводящую трубу 6 подают лак. Ванну заполняют лаком 4 до тех пор, пока уровень его не станет выше сердечника на 30 — 60 мм.

Для лучшего заполнения обмотки вязкость лака должна быть небольшой, обычно 30 — 40 с (вязкость определяют по вискозиметру ВЗ-4 при 20°С).

Изделие выдерживают в лаке от 20 мин до 1 часа. Затем лак удаляют из ванны через выпускную трубу 7, а сердечник с обмоткой выдерживают в ванне в течение 15 — 20 мин для стекания излишков лака. После этого его вынимают из ванны и устанавливают на стол с вытяжной вентиляцией для отмывки поверхностей, где присутствие лака недопустимо при дальнейших технологических операциях.

Сушку выполняют в тупиковых или проходных печах в течение 6 — 12 часов, регулируя температуру в две ступени.

За одну пропитку хорошо пропитать обмотку не удается. Для внесения в обмотку необходимого количества лака выполняют несколько пропиток (две для обмоток машин общепромышленного применения и три-четыре для специальных машин). Заполнение пор и пустот в изоляции обмоток происходит в основном при первой пропитке; последующие, пропитки являются покровными.

Сущность метода пропитки обмоток в вакууме и под давлением состоит в том, что изделие помещают в автоклав, создают вакуум и, не снимая его, подают в автоклав лак. Когда уровень лака станет выше изделия, снимают вакуум и создают давление. После снятия давления удаляют лак, еще раз создают вакуум и только после этого извлекают изделие из автоклава.

Отсутствие воздуха в изделии, а также создание давления после того, как лак заполнил автоклав, способствуют глубокому проникновению лака в обмотку. При таком методе пропитки можно использовать лак с вязкостью 55 — 100 с и содержанием пленкообразующих 52 — 60%. Наличие вакуума после пропитки способствует испарению более половины летучих веществ и повышению вязкости лака, при этом лак становится настолько вязким, что не вытекает из обмотки.

Использование вязкого лака и повышение его вязкости сразу после пропитки позволяют за одну пропитку ввести в обмотку необходимое количество лака, поэтому пропитку производят один раз. Особенно эффективен этот метод для многовитковых катушек.

Пропитка обмоток в вакууме и под давлением осуществляется, как правило, в высокопроизводительных пропиточно-сушильных установках. В этих установках автоклав представляет собой шарообразный сосуд, разделенный на две. части, которые автоматически раздвигаются, позволяя проникнуть внутрь подвеске с изделиями, а затем сдвигаются, образуя герметизированную камеру. Схема автоклава в сомкнутом состоянии показана на рис. 139.

 

Схема автоклава и подвески со статорами
 Рис. 139. Схема автоклава и подвески со статорами

 

Половинки автоклава 6 и 12 герметизируются и удерживаются вместе замком 2, который имеет резиновое уплотнение. Лак подается снизу через трубопровод 3. Для контроля уровня лака имеются указатели нижнего 4 и верхнего 5 уровней. Вакуум и давление создаются через трубопровод 7 и измеряются вакуумметром 11. Подвеска 10 с изделиями 1 крепится к цепи конвейера 8 с помощью стальной пластины 9 толщиной 0,3 мм и шириной 40 — 60 мм. Пластина проходит через резиновое уплотнение, при этом герметизация автоклава не нарушается.

При пропитке струйным (или капельным) методом (рис. 140) статор или якорь подключают к источнику электрического тока, при этом обмотка нагревается. Ее температура регулируется по заданной программе автоматикой, которая воздействует на питающее напряжение.

 

Схема струйной пропитки
 Рис. 140. Схема струйной пропитки.

 

В нагретую обмотку 1 через сопло 3 тонкой струей подают пропиточный состав 2 без растворителя. При этом статор или якорь находится в наклонном положении и вращается. Пропиточный состав попадает на наружную и внутреннюю поверхности передней (верхней) лобовой части обмотки и вследствие наклонного положения пропитываемого изделия, а также под воздействием капиллярных сил проникает через пазы между проводниками обмотки в заднюю (нижнюю) лобовую часть.

Состав нагревается от обмотки, при этом вязкость его резко снижается, в результате чего он лучше проникает в нее. В процессе пропитки нагрев обмотки продолжается, однако температура ее почти не повышается из-за охлаждающего действия пропиточного состава.

По окончании пропитки статор или якорь поворачивается в горизонтальное положение и продолжает вращаться, при этом пропиточный состав равномерно распределяется в обмотке. Температура обмотки начинает повышаться, происходит желатинизация, а затем полное отвердевание пропиточного состава.

Для пропитки всыпных обмоток статоров асинхронных электродвигателей и якорей машин постоянного тока струйным методом создан ряд установок, работающих в автоматическом режиме по заданной программе.

 
< Пред.   След. >

Новые статьи

 



           

Партнеры