Изготовление и укладка катушек якорей.

Катушки якорей могут быть многовитковые, одновитковые и стержневые. Многовитковые катушки изготовляют намоткой провода на шаблон, а одновитковые и стержневые — гибкой проводов, отрезанных по заданному размеру.

Многовитковые катушки подвергают растяжке и формовке для придания им определенной формы. После этого дополнительно изолируют места перегибов проводов, для чего разводят витки и подматывают ленту в нужных местах. Концы ленты подклеивают. Наложение дополнительной изоляции необходимо, так как катушки располагаются на якоре и испытывают большие усилия при вращении его под действием центробежных сил.

Как правило, на катушки до их установки в пазы наносят пазовую изоляцию в виде ленты, которой обматывают всю катушку, или в виде простынки, которой обматывают ее прямолинейные части. Лобовую часть и перегибы изолируют лентами. Готовые катушки отправляют на укладку.

Укладка катушек и присоединение выводных концов обмотки к пластинам коллектора — наиболее сложный и ответственный технологический процесс. Якорь поступает на укладку с напрессованными обмоткодержателями 3 и 4 (рис. 135) и коллектором 1. Перед началом укладки якорь осматривают, чтобы убедиться в отсутствии острых углов в пазах, кромок, заусенцев. Обнаруженные дефекты устраняют.

 

Якорь с обмоткой и коллектором
 Рис. 135. Якорь с обмоткой и коллектором

 

Далее изолируют обмоткодержатели и производят разметку якоря, нумеруют пазы и коллекторные пластины. При этом их взаимное положение определено чертежом. Разметку следует перенести на якорь. Согласно чертежу находят и нумеруют первый паз, затем и остальные.

Укладку обмоток в пазы выполняют следующим образом. На дно пазов устанавливают стеклотекстолитовую прокладку 6 толщиной 0,5 мм и изоляцию 8, которая должна выходить поверх лаза на 20 — 25 мм с каждой стороны, и укладывают первую катушку, причем одной стороной на дно паза, другая сторона остается неуложенной. Выводные концы катушки вкладывают в прорезь коллекторных пластин согласно разметке. Затем на дно второго паза укладывается одна сторона второй катушки, а другая сторона остается неуложенной.

Выводные концы уложенной стороны вкладывают в пазы коллекторных пластин, следующих за теми, в которые были вложены концы первой катушки. Так выполняется укладка, пока не будет уложено количество катушек, равное шагу обмотки. Последующие катушки будут уложены одной стороной на дно паза, а другой в верхнюю часть его, поскольку в пазу уже находится нижняя сторона (катушка, уложенная ранее). Между катушками устанавливается прокладка 7, на верхнюю катушку — прокладка 9 и клин 10.

Все последующие катушки будут укладываться одной стороной на дно паза, а другой — в верхнюю часть его.

После укладки обмотки производят бандажирование ее лобовых частей. При вращении якорей и роторов развиваются центробежные силы, которые стремятся выбросить обмотку, из пазов и отогнуть лобовые части. Центробежные силы растут пропорционально квадрату скорости и во много раз превышают массу обмотки. Лобовые части всех вращающихся обмоток, за исключением турбогенераторов, удерживаются от отгибания намотанными бандажами 2 и 5. Обмотки в пазовых частях могут быть укреплены бандажами или клиньями. В крупных машинах всегда используют клинья. Бандажи наматывают с натяжением. Напряжение, создаваемое бандажом, должно быть всегда больше напряжения, создаваемого центробежными силами.

Наложение бандажей осуществляется на специальных бандажировочных или модернизированных токарных станках. Якорь устанавливается одним концом вала в патрон, а другой конец зажимается задней бабкой. На месте суппорта токарного станка размещается устройство для натяжения бандажа и его раскладки при бандажировании. Бандажирование можно выполнять стальной бандажировочной проволокой или нетканой стеклянной бандажной лентой. Бандажи некоторых машин выполняют из немагнитной стальной проволоки, а иногда из бронзовой.

После бандажирования производят пайку или сварку обмотки якоря с коллектором. Пайку мягкими припоями выполняют все реже, предпочитая сварку как более надежное соединение. В таком виде якорь пропитывают лаками или компаундами, а затем выполняют следующие операции: заделку выступающего края миканитовой манжеты коллектора; проточку и покрытие наружной поверхности сердечника якоря эмалью; обточку, продороживание, шлифовку и полировку рабочей поверхности коллектора. Эти операции входят в отделку якоря.

Заделка миканитовой манжеты необходима по следующим причинам. Во-первых, выступающий край манжеты может расслаиваться при вращении и, во-вторых, между пластиной и манжетой образуется щель, в которую может набиваться щеточная пыль. Манжеты заделывают намоткой бандажа из киперной ленты или шнура с последующей многократной лакировкой и сушкой его.

Наружную поверхность якоря покрывают эмалью для повышения влагостойкости обмотки и защиты поверхности якоря от коррозии. Эмаль закрывает все возможные щели, стыки, переходы, создавая ровную, гладкую и скользкую поверхность. Скользкая поверхность необходима, чтобы на якоре, не задерживалась пыль любого состава.

Для проточки коллектора якорь устанавливают в центрах на токарный станок. Для большей соосности установку желательно производить в люнеты. Проточку коллектора осуществляют резцами.

После проточки коллектора высота коллекторных пластин и изоляционных прокладок между ними станет одинаковой, при этом щетка не сможет нормально работать из-за нарушения ее контакта с медными пластинами. Необходимо уменьшить высоту изоляционных прокладок с помощью фрезы, углубляясь на 0,8 — 1,5 мм. Операция называется продороживанием. После этого с краев коллекторных пластин снимают фаску. В таком виде якорь передается на сборку электрической машины.

 
< Пред.   След. >

Новые статьи

 



           

Партнеры